Второй элемент «ромба» Портера - условия внутреннего спроса.
Может показаться не совсем логичным, но, по мнению Портера, именно внутренний спрос оперативно формирует представление о клиентских потребностях у местных компаний. Иностранные конкуренты более ограничены в доступе к такой информации, что ставит их в менее выгодное положение и создает основу для конкурентного преимущества.
Портер представляет внутренний спрос нескольких разрезах: - структура внутреннего спроса, - объем спроса и характер его роста, - механизмы передачи предпочтений внутреннего рынка на зарубежные рынки. Все это в итоге помогает формировать конкурентное преимущество страны. Сложно со всем согласиться применительно к российской действительности. На мой взгляд, что все зависит от качества и уровня развития внутреннего спроса, но что-то интересное в этом есть.
Родственные и поддерживающие отрасли – следующий «угол» ромба Портера. Уверен, что вы сталкивались со словом «кластер». М. Портер делает на кластерах особый акцент. По его мнению, конкурентного преимущества добивается не одна отрасль, а набор отраслей или кластер. Внутри кластеров формируются вертикальные и горизонтальные связи, которые определяют прочность этой конструкции. Первые формируют отношения между поставщиками и покупателями, а вторые - общность клиентской базы, используемых технологий и участвующих посредников. Важно, что предпочтение следует отдавать местным поставщикам (при прочих равных). Именно местные, а не иностранные, поставщики являются источником инноваций и нововведений, формирующих конкурентные преимущества. Также снижаются транзакционные издержки взаимодействия – родство языка и культуры.