Blog_ru

Чем инвеструбль полезен экспортеру

2020-05-26 10:18 Ликбез
Я редко обращаюсь к мнению научного сообщества в вопросах, связанных с ведением бизнеса. Дело в том, что большинство уважаемых ученых и политиков не имеют практического опыта ведения бизнеса и понимания нужд предпринимателей. Как правило, ученые выражают макро мысли стратегического характера. И эти мысли порой сложно применить на бизнес практике, особенно для малых и средних предприятий. А иногда в высоконаучных опусах можно обнаружить и интересные замечания, которые будут понятны бизнесменам. Так случилось и в этот раз. 

Недавно уважаемый академик Российской академии наук С.Ю. Глазьев опубликовал статью «О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса». 

Это своего рода манифест, в котором Сергей Юрьевич рассуждает о причинах существующего экономического кризиса в мире и в России, делится своим видением о мерах по борьбе со сложившейся ситуацией. Я не хочу пересказывать весь труд академика (думаю, материалы следует прочитать для общего развития), но хотел бы выделить один блок, который меня заинтересовал. 

За 10 лет работы в системе поддержки малого бизнеса я на регулярной основе общался с предпринимателями. Это была прекрасная возможность для меня понять чаяния бизнеса, их боли и потребности. Одной из болезненных точек всегда был доступ к доступному финансированию (тавтология намеренна). И именно про это С.Ю. Глазьев много говорит и рассуждает в своём манифесте. Так вот. Один из продвидутых предпринимателей как-то предложил мне свое видение по поводу упрощения доступа компаний к долгосрочному финансированию с адекватной процентной ставкой - криптовалюта. 

Признаюсь, в тот момент я достаточно скептически отнёсся к этой идее. Но спустя время узнал, что в Белоруссии криптовалюта была официально признана и позитивно сказалась на экономике. А теперь в статье российского политика и экономиста, за плечами которого массивный опыт государственной деятельности, я увидел те самые вещи, которые могут пойти на пользу как государству, так и предпринимателям, включая экспортёров. 

В чем суть идеи?


1. Необходимо создать Специализированный институт развития, фондируемый Банком России, который будет выполнять целевое финансирование в криптовалюте (инвеструблях). За основу предлагается взять опыт Германии, которая успешно реализует данную практику. Под объём денег, выделяемых ЦБ и остающихся на корсчете ЦБ, эмитируется эквивалент в криптовалюте. Обменный курс приравнивается к обычному рублю. 

2. Целевые кредиты в инвеструблях предоставляются исключительно под специальные инвестиционные контракты под 2% (для госкорпораций) и 4% (для всех остальных) годовых для конечного заемщика (сложно себе представить банковский кредит под 4% годовых). При этом не потребуются расходы на получение банковских гарантий, не нужны кредитные рейтинги, что позволяет сократить издержки еще на 3%. Все дальнейшее движение эмитированных таким образом денег автоматически контролируется при помощи блокчейн вплоть до выплаты заработной платы, получения дивидендов и возвращения кредита. Сказка!

3. Отличием инвестиционного рубля от обычного является технология его учета и осуществления транзакций, основанная на принципе децентрализованных реестров блокчейн. Использование распределенных реестров позволяет достоверно контролировать потоки перемещаемых средств, исключает возможность вывода средств за контур инвестиционных проектов, обмена их на иностранную валюту без санкции Специального института развития (прозрачность конечно же важна). При этом современные решения в области блокчейн технологии позволяют сделать подобные распределенные реестры конфиденциальными, а информацию, содержащуюся в них, недоступной для постороннего анализа и вмешательства, в том числе иностранного (конфиденциальность важна не меньше).

4. Введение в обращение инвеструбля не окажет воздействия на существующую банковскую систему, при этом он обладает рядом особенностей, делающим его привлекательным для финансирования инвестиций, в том числе государственных. К ним, помимо высокого уровня технической надежности, контролируемости и ограниченности в использовании, можно отнести возможность сохранения в реестре полной истории транзакций с каждым конкретным инвеструблём. Это позволяет проанализировать все его движения с момента эмиссии, что особенно важно в рамках противодействия коррупции, борьбы с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма. 

5. Инвеструбли могут использоваться в качестве средства платежа для любых текущих операций, включая оплату налогов и других обязательных платежей, за исключением покупки иностранной валюты. Правом продажи инвеструблей за иностранную валюту обладает только Специнститут развития. Он же может обменивать их на обычные рубли по номиналу с устанавливаемым им дисконтом.

6. В свою очередь, продавшие свои товары за инвеструбли товаропроизводители смогут, при желании, обменять их на обычные рубли в Специнституте развития. Запуск оборота инвеструблей можно начать с кредитования специнвестконтрактов, заключенных федеральными и региональными органами власти.

7. На следующем этапе зона использования инвеструблей может быть распространена на взаимную торговлю в ЕАЭС, а также с третьими странами. Инвеструбли получат хождение на евразийском рынке как одна из международных валют. При этом Специнститут развития будет вести автоматический клиринг всех операций с использованием инвеструблей. Их правовой статус должен быть эквивалентен статусу рубля, позволяя инвеструблю обращаться на территориях государств ЕАЭС и третьих стран как обычному рублю. 

8. В условиях антироссийских санкций технология блокчейн, лежащая в основе функционирования инвеструбля имеет особое преимущество в применении к международным расчетам. Платформы на основе распределенных реестров (такие как «Мастерчейн») позволяют обмениваться банковской информацией и осуществлять переводы, минуя контролируемый странами НАТО SWIFT и обеспечивая при этом самый высокий уровень надежности и достоверности. При этом исчезает необходимость в малоэффективных и коррупциогенных административных методах валютного контроля. Применение цифровых технологий для эмиссии обращающихся в международных расчетах рублей создает условия для перевода внешнеторговых операций на рубли и дедолларизации экономики. Минимизируем свои риски!

Итак, что мы имеем:


1) Идея, которая пошла «снизу», нашла свою поддержку «наверху». И это прекрасно! 
2) Инвеструбль может быть прекрасной доступной альтернативной для бизнеса существующим банковским продуктам. 
3) Инвеструбль может использован и как средство международных платежей (это дополнительный бонус для экспортёров). 
4) Данный инструмент позволит избежать сложности с поступлением валюты. Я знаю много примеров экспортёров. Компании не могли получить вовремя свои деньги из-за того, что средства стопорились на корсчетах американских банков. 

С позитивом смотрим в будущее (оно уже здесь) и продолжаем экспортировать!