Всем любителям автотранспорта, а также вина и сукна посвящается.
В своей работе часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда спрашивают про то, что кроме нефти и газа мы (Российская Федерация) экспортируем. На такие вопросы, благодаря регулярной работе с региональными компаниями, моя копилка с ответами продолжает пополняться. И очень часто меня распирает от гордости за наш всероссийский экспортный потенциал.
Мы продолжаем активно работать в программе «Акселератор экспортного роста», который представляет из себя более продвинутую, с одной стороны, но и более концентрированную, с другой, версию «Экспортного форсажа». Плюс ко всему, эта программа рассчитана на крупный и средний-плюс бизнес, с соответствующими возможностями. Так вот, сейчас одна компания - наша подопечная уже активно поставляет автомобильные рессоры в страны Таможенного союза, СНГ и ведет плотную работу по захвату европейского рынка. Казалось бы, что там и своих производителей хватает, но выясняется, что мы можем смело конкурировать с ними по качеству и цене. И в такие моменты мне приходит на ум теория классика по вопросам международной торговли - Давида Рикардо, про которого мы уже писали раньше.
Для тех, кому лень перечитывать всю статью основную мысль излагаю ниже.
Каждой стране целесообразно специализироваться в производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда:
1. Специализация в производстве товара выгодна даже той стране, у которой нет абсолютных преимуществ.
2. Это возможно при условии наличия у страны сравнительных преимуществ при производстве товара.
3. Сравнительные преимущества выражаются через альтернативную цену.
4. Альтернативная цена - это рабочее время, которое нужно потратить на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, которое нужно потратить на производство единицы другого товара.
5. Таким образом, специализация на производстве товара, у которого есть максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.
Это, конечно, не всегда про малый бизнес, но сам факт того, что российские компании выходят на конкурентные рынки, доказывая при этом правоту экономической теории, сформулированной еще в 18 веке, меня радует.