Так сложилось, что мы часто принимаем участие в проектах в разных регионах и в разных ролях – обучающегося, организатора, эксперта, консультанта, тренера, наставника.
Бывает, что смена ролей приводит к новым выводам или переосмыслениям. Буквально в начале недели завершился интенсивный и масштабный проект в Новосибирской области, который организовали и провели наши партнеры – Инновационная бизнес-группа.
Мы тоже стали частью проекта, помогая компаниям-участникам и словом, и делом. Работа с производственными компаниями-экспортерами, имеющими собственные инновационные разработки – всегда крайне интересно. Это значит, что все участники процесса вовлечены в большую работу по защите интеллектуальной собственности, проведении патентных исследований, защите торговой марки, работу с ФСТЭК и занимаются воплощением непростых логистических решений.
Все как мы сильно любим.
О самом проекте и результатах можно прочитать на сайте Центра экспорта Новосибирской области, а мы поделимся нашими наблюдениями.
Выводы, о которых мы спорили, и сошлись во мнениях:
Планирование и строгий контроль is extremely important
Проект прошел максимально стремительно и на одном дыхании. Для компаний – это значит много информации и оперативной работы "в поле" в сжатые сроки.
Для консультанта – это много переговоров, встреч в короткий период (чтобы всем было удобно), подготовка материалов (чтобы было полезно), и отчеты (чтобы было понятно кто чем занимался).
И все могло неспешно идти своим чередом, если бы не четкие инструкции, напоминания, оперативная обратная связь и постоянный контакт (читай: контроль) со стороны организаторов.
Об этом много говорят, пишут, рассуждают, но редко такой подход встречаешь на практике. А тут оказалось не забалуешь! Такой жесткий, с одной стороны, подход вызывает уважение, добавляет (всем сторонам) ответственности за свою работу. И главное, понимание того, что твой вклад видят, ценят, от тебя ничего не утаивают, всегда открыты к решению вопросов и диалогу.
Все это привело к выполнению поставленных заданий участникам, сдаче всех отчетов и завершению договорных обязательств в срок без дополнительных корректировок и без паники. Ура!
Можно продолжать восхвалять организаторов долго, но мы идем дальше.
О роли личности в проекте
Посмотрим на примере без привязки к данному проекту.
Все персонажи вымышлены, любые совпадения с реальными людьми случайны.
Пример 1.
Руководитель проекта готов идти вперед, прислушиваться, советоваться, пробовать, ошибаться, брать ответственность (очень важно), продолжать действовать и получать результат.
Итог – проект завертелся, скепсис команды и руководства повержен, экспортное направление развивается, контракт заключен, ведётся отгрузка продукции.
Пример 2.
Делегированный руководитель проекта с интересным продуктом и отличным дизайном не принимает решения, не готов открыться, "все понятно", "нет вопросов", "созвонов не надо", "все ок".
Итог – нет проекта для внедрения, рассмотрения и обсуждения, картинка не сформирована или, может, и сформирована, но мы об этом не узнаем. "Насильно мил не будешь", утешаем себя мы.
Пример 3.
Руководитель проекта – это не руководитель проекта. Так получилось, что в данный момент слишком много свободного времени у человека, а тут что-то интересное подвернулось. Самое действо начинается, когда подключается руководитель-руководитель и все стремительно бурлит, делается, развивается и тут (надо затаить дыхание) на важном завершающем этапе руководитель-не руководитель вступает в бой. И мы видим факап на уровне исполнителя.
Итог – сбой коммуникации, хотя знания получены и применяются; а общее понимание в команде проекта отсутствует, проект сформирован фрагментарно. Мы надеемся на работу над ошибками и продолжаем верить в светлое экспортное будущее.
Получается, что каждый проект можно превратить в полный и бессмысленный бардак, а можно читать познавательные истории и прислушаться к нашим рекомендациям:
- быть готовым, что все пойдет не так;
- планировать и корректировать текущие и последующие действия;
- разговаривать, обсуждать и сверяться, чтобы все одинаково уловили смыслы, тогда красный будет точно красным нужного оттенка, а не коралловым = выстраивать коммуникации внутри и за пределами команды;
- делегировать руководство проекта компетентному человеку, готовому давать оценку и комментарии происходящему;
- и руководитель, и команда должны быть вовлечены в проект, если никому ничего не надо, тогда "Сойди с лыжни!";
- у проекта есть логика и структура, надо ей следовать и уметь доносить до окружающих (в сложной ситуации возвращаемся к коралловому цвету и коммуникации).
И самый важный вывод – "бороться и искать, найти и не сдаваться",
а точнее "to strive, to seek, to find, and not to yield" (ведь мы с вами ориентированы на работу на внешних рынках и про перевод материалов на иностранный язык не забываем). Этот вывод, на наш взгляд, наиболее емкий и универсальный.Тому, кто угадает произведение и автора, направим открытку из Хабаровска.